Каслинскии чугунный павильон

«Русской сенсацией» назвали французы представленный на Всемирной Парижской выставке в апреле 1900 года привезенный из России и смонтированный на месте чугунный павильон, напоминавший дворец. Тонкие ажурные стены, художественная отделка деталей вызывали неподдельное восхищение. Посетители не верили, что он произведен из чугуна. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. В результате заслуженная награда по разделу металлов — хрустальная Гран-при и большая золотая медаль.

Чугунный павильон. Мастер Е. Е. Баумгартен. Касли. 1899 г.

Чугунный павильон. Мастер Е. Е. Баумгартен. Касли. 1899 г.

Этот отлитый из чугуна павильон готовился специально для Парижской Всемирной выставки 1900 года. Мир находился на пороге нового, XX века, и каждая страна собиралась не только продемонстрировать свои достижения в науке, технике, в художественно- прикладном искусстве, но и преподнести сюрпризы. 35 государств создавали свои национальные павильоны, в которых стремились отразить характерное и типичное для своей страны. Выставка, по мысли ее устроителей, должна была подвести итоги XIX столетия, показать направления в XX век.

Создание проекта чугунного павильона поручили молодому петербургскому архитектору Евгению Баумгартену в 1898 году. От него требовалось показать чугун не только как хороший строительный, но и как скульптурный, художественный материал.  Баумгартен справился с поставленной задачей и отразил в решетках павильона удивительные литейные свойства именно уральского чугуна — пластичность, способность принимать тонкую ажурную форму.

Работа над павильоном началась в 1899 году. Шестнадцать мастеров занимались изготовлением трех тысяч деталей. К концу года павильон был готов. Его неоднократно собирали и разбирали, чтобы исключить ошибки на выставке. Затем все детали аккуратно упаковали и отправили во Францию. Отправили также каслинских мастеров, а с ними все необходимое производственное оборудование для выплавки, в случае необходимости, любой детали. С собой рабочие везли древесный уголь, чугун в слитках, формовочные тонкие пески, взяли даже двух мальчишек для замеса глины.

Россия. Мастер Н. А. Лаверецкий. Касли. 1899 г.

Россия. Мастер Н. А. Лаверецкий. Касли. 1899 г.

Одновременно специально для французской публики на Каслинском заводе были отлиты в чугуне произведения ряда французских скульпторов, в том числе Жанна д’Арк, летящий Меркурий.

Павильон собирали на специально подготовленном для него каркасе. Внутри он был задрапирован красными тканями, что создавало атмосферу торжественности и праздничности. У входа стояла отлитая из чугуна фигура молодой женщины в рыцарских доспехах, олицетворявшая Россию, ее автор — скульптор Н. А. Лаверецкий.

Внутри павильона находились изделия из чугуна: статуэтки, канделябры, пепельницы, чернильные приборы, вазы. Особый интерес вызвала витая цепочка для мужских часов весом 25 г. В павильоне проводились деловые переговоры, заключались сделки. Ассортимент Каслинского горнорудного завода к тому времени начитывал свыше 500 наименований.

Почетным посетителем выставки стал президент Французской республики Эмиль Лубе. Он внимательно осмотрел чугунный павильон и выразил восхищение, потом сделал предложение оставить его в Париже. Ему назвали цену — два миллиона рублей. После некоторого колебания президент согласился, но выставил свое условие, чтобы вместе с павильоном осталась и скульптура «Россия». На это русские заводчики не согласились. Они твердо ответили: «Россия не продается»,- и сделка не состоялась.

Вздыбленный конь. Этюд П. К. Клодта к группе Аничкова моста. Формовщик С. Хорошенин. Касли. 1900 г.

Вздыбленный конь. Этюд П. К. Клодта к группе Аничкова моста. Формовщик С. Хорошенин. Касли. 1900 г.

После возвращения на Урал, в Касли, чугунный павильон ожидало многолетнее забвение. Его складировали на заводском дворе. Вспомнили о нем только в 1950-е годы. Тогда же было принято решение восстановить павильон. Восстановленный, он поразил современников гармонией форм, кружевом решеток и чистотой отделки.

В настоящее время каслинский чугунный павильон находится в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Он зарегистрирован в Международном каталоге музеев как уникальный художественный памятник мирового значения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *