Петровская Кунсткамера

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Идея создания собственного российского естественно-научного музея, в котором были бы представлены наиболее интересные технические изделия и природные диковины, появилась у Петра I во время Великого посольства в Западную Европу в 1697-1698 годах. Посетил наиболее крупные города Голландии, Англии. Мечтая о развитии наук в России, он закупал полезные для страны книги, приборы, оружие, необычные редкости. Наиболее ценные экземпляры из собранной коллекции стали основой созданной им Кунсткамеры.

Настольные горизонтальные часы, с одной стрелкой. Мастер М. Шулъц. XVII в.

Настольные горизонтальные часы, с одной стрелкой. Мастер М. Шулъц. XVII в.

Во время деловых путешествий но Европе Петр чаще всего приезжал в Голландию. Это была страна, на верфях которой он освоил профессию кораблестроителя. Именно в Голландии Петр познакомился со многими техническими новинками.

Царя интересовали научные открытия в разных сферах, в том числе в медицине. Он даже отважился побывать в анатомическом театре знаменитого голландского ученого, прославившегося своим мастерством препарирования и бальзамирования,- Фредерика Рюйша.

Сначала Петра охватило большое смущение, когда ему предложили осмотреть анатомический театр.  Театр умерших? В России для осмотра трупов служили больницы, морги. В Голландии — театр? Но любопытство победило, и царь согласился…

Свыше трехсот лет назад, когда анатомия зарождалась как наука, прозекторы, или патологоанатомы, нередко устраивали публичное вскрытие трупов. Чтобы преодолеть у людей отвращение и страх, чтобы привлечь их на представление, его красочно оформляли. Оно в самом деле напоминало театральное зрелище: в темном зале зажигались свечи, музыканты исполняли торжественные мелодии, приглашенный артист декламировал античные стихи и начиналось действие. Обычно профессор университета выступал с краткой лекцией, а потом приступал к вскрытию. Он показывал органы, объяснял их функции, называл болезни, поразившие их.

В дневнике, в котором по приказу Петра велись записи, есть строки, посвященные голландскому анатомическому театру: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно,- сердце человеческое, легкое, почки… зело дивно!»

Урок анатомии Фредерика Рюйша. Художник Й. Ван Нек. 1683 г.

Урок анатомии Фредерика Рюйша. Художник Й. Ван Нек. 1683 г.

Представления в анатомическом театре были настолько увлекательными и познавательными, что Петр долго беседовал с его основателем, Рюйшем, осмотрел его коллекцию диковинных редкостей и приобрел несколько экземпляров. Во время своего следующего приезда в Голландию в 1717 году Петр I купил целый анатомический кабинет Рюйша, заплатив за него баснословную по тем временам сумму 50 тысяч флоринов. В общей сложности он приобрел у знаменитого прозектора свыше 2000 редких экземпляров человеческих эмбрионов, скелетов. Он купил также множество засушенных млекопитающих, чучел птиц, морских животных, бабочек, насекомых, раковин.

Чучело двухголового теленка в Натуркамере

Чучело двухголового теленка в Натуркамере

Создавая свою Кунсткамеру, Петр ориентировался на лучшие научно- естественные музеи Европы. Немецкий ученый Г.Лейбниц советовал царю представить все экспонаты так, «чтобы они служили не только предметом общего любопытства, но и средствами для усовершенствования художеств и наук». Со временем в Кунсткамере появились три научных отдела: Физический кабинет, Натуркамера с Анатомическим театром и Мюнцкамера (монетный кабинет).

Первые российские ученые из учрежденной в 1724 году по распоряжению Петра I Российской академии наук стали трудиться именно в Кунсткамере. В ее обсерватории они вели наблюдение за звездами, в лаборатории проводили химические опыты. Они систематизировали научные экспонаты, в библиотеке знакомились с произведениями зарубежных ученых.

Собранные Петром I и его помощниками со всего мира диковинки были доступны для всеобщего обозрения. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» — неоднократно заявлял царь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *