«Троица ветхозаветная»

В старинном селе Холмогоры Архангельской области резьбой по кости занимаются свыше 400 лет. Фигурки животных, птиц, рыб, людей, шкатулки по сей день пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Материалом для поделок служит кость мамонта или моржа. Но самыми сложными в резьбе по кости всегда были рельефные иконы. Именно холмогорские мастера славились этим искусством.

Икона «Троица Ветхозаветная». Моржовая кость. XVIII в.

Икона «Троица Ветхозаветная». Моржовая кость. XVIII в.

Холмогоры не назовешь забытым Богом местечком. Еще в далеком 1492 году по реке Северной Двине в направлении Дании вышел морской караван с зерном для продажи его в европейских странах. Позднее этим же караваном в Данию из Холмогор отправлялось посольство царя Ивана III. Тогда же в летописи появились записи о том, что у Руси есть собственный торговый флот.

В конце XVII века небольшое село Холмогоры стало центром епархии, управляемой архиеерем, в ведении которого находился весь Двинский край. Построенный в те годы большой церковный комплекс включал в себя Спасо-Преображенский собор с высокой колокольней, по своей архитектуре очень похожий на московский Успенский собор, и Архиерейские палаты, в которых бывал царь Петр Активизация религиозной деятельности, приезды сановных лиц из центральных городов, торговля с заморскими гостями оживили новый вид искусства — вырезание из кости предметов религиозного культа, прежде всего икон.  Красочные и необычные праздничные салаты с фото. Но только очень немногие мастера правильно понимали сюжеты из Библии и создавали святые образы.

Мягкий бело-молочный цвет гладкого среза поверхности моржовой или мамонтовой кости предоставлял мастерам возможность наносить на него рисунок и затем приступать к резке рельефов, к гравировке. На реализацию сложного замысла уходили месяцы. Малейшее неверное движение — и уже почти готовые рельефные пластины приходилось заменять.

Икона «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Моржовая кость. Холмогоры. Кон. XVIII-нач. XIXв.

Икона «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Моржовая кость. Холмогоры. Кон. XVIII-нач. XIXв.

Икона «Троица Ветхозаветная», выполненная холмогорскими мастерами из кости моржа, укрепленной на дереве, довольно сложна по композиции и зашифровке своего изображения. Надо было хорошо знать Библию, чтобы изобразить в правильной очередности фигуры, выделить главные, не забыть про второстепенные, добавить иерусалимский пейзаж и оставаться в рамках церковного канона.

Холмогорские мастера знали принципы иконописи новгородской и московской школ. Ярким представителем последней был Андрей Рублев. Его «Святая Троица» считается церковным каноном в иконописи.

Икона «Святая Троица». Художник А. Рублев. 1410 г.

Икона «Святая Троица». Художник А. Рублев. 1410 г.

«Троица Ветхозаветная» из Холмогор отражает гостеприимство Авраама, она — прообраз евангельской Тайной вечери и установления на ней таинства Евхаристии. Изображенные образы трех ангелов — символ троичности Бога. Все три ангела равны, у всех троих над головой нимб. Они трапезничают. Перед ними одинаковые чаши. Чуть в стороне Авраам с нимбом над головой, немного выше его жена Сарра с таким же нимбом.

Как правило, ангелы располагались в порядке символа веры слева направо: «Верую в Бога Отца, Сына и Святага Духа». Изображенный в центре дуб — это древо жизни, символ Воскресения Христа, гора справа — символ силы Духа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *