Французский гобелен

Французский король Людовик XIV (1638-1715), большой поклонник изящных искусств и придворного этикета, был одним из первых коронованных европейцев, который высоко оценил произведения ковроткачества. Именно в период его правления французский гобелен стал украшать стены Версаля, других дворцов. В продажу он практически не поступал. Купить огромный, во всю стену, ковер-картину могли только очень богатые люди.

Гобелен, созданный в Германии. Ок. 1900 г.

Гобелен, созданный в Германии. Ок. 1900 г.

История французских гобеленов зародилась в то время, когда красильщик шерсти из Реймса Жиль Гобелен в середине XV века прибыл в Париж и в предместье столицы Фобург Сент-Марсель у ручья Бьевр устроил семейную красильню. Основной цвет его шерсти был красный. Он вложил все свои деньги в эту мануфактуру. Изделия из шерсти Гобелена получались яркие, красивые, но дорогие, они были не по карману простым людям. И местные прозвали его «сумасшедшим Гобеленом», шерсть которого никому не нужна. Но они ошибались. Шерсть покупали богатые люди, и уже наследники Гобелена сумели разбогатеть. Вскоре к красильне они добавили ковровую ткацкую мастерскую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. Они выпускали шпалеры — тканые безворсовые ковры.

Гобелен «Людовик XIV с братом Филиппом и Кольбером посещают мануфактуру гобеленов». 1667 г.

Гобелен «Людовик XIV с братом Филиппом и Кольбером посещают мануфактуру гобеленов». 1667 г.

В 1607 году ткацкую мануфактуру Гобелена выкупили два предприимчивых художника-дельца из Голландии Франс ван ден Планкен и Марс де Команс. Они сумели наладить производство многокрасочных огромных шпалер, изображавших мифологические сюжеты, важнейшие исторические события, украшенные геральдическими знаками.

Увидев ковры ткацкой мануфактуры Гобелен, королевский финансист Жан-Батист Кольбер, человек, который умел считать каждый франк, пришел в восхищение.  Закажите гобелен на сайте markiluks.ru со скидкой. Он рассказал Людовику XIV о своем впечатлении и продемонстрировал образец. Король очень заинтересовался и тотчас высказал желание самолично отправиться в мануфактуру и посмотреть ее изделия. Визит его величества в 1662 году вызвал немалый переполох в Фобурге Сент-Марселе. Хозяева, предупрежденные заранее, старались изо всех сил, наводили порядок в ткацком цехе, магазине, выставили высокому гостю все самое лучшее, что у них было.

Гобелен. Петербургская шпалерная мануфактура. 1830-е гг.

Гобелен. Петербургская шпалерная мануфактура. 1830-е гг.

Король интересовался всем: и производством, и нитями, и художниками. Хозяева мануфактуры представить себе не могли, что Людовик настолько «влюбится» в их произведения ковроткачества, настолько они придутся ему по душе, что он распорядится купить всю мануфактуру и построить для нее новые здания.

Король Людовик XIV стал создателем королевской ткацкой мануфактуры Гобелен в предместье Парижа Фобург Сент-Марсель, которая позднее объединила все шпалерные мастерские Парижа. С того времени в обиход вошло слово «гобелен», обозначавшее шпалеры, которые были произведены во Франции на королевской мануфактуре. Их отличительным знаком служила вытканная по углам лилия — символ королевской власти.

Фрагмент гобелена

Фрагмент гобелена

На создание красочных гобеленов денег не жалели. Их производили исключительно для дворцовых помещений. Гобелены дарили высокопоставленным лицам, иностранным принцам и герцогам. Мода на них росла, и ковров не хватало. В 1664 году Людовик XIV выпустил эдикт, предписывавший «создание королевских мануфактур по изготовлению гобеленовых тканей на станках с вертикально, а также горизонтально натянутой основе в Бове и других городах Пикардии».

Со времен Людовика XIV картинные гобелены ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы — бесцветный лен,- которые переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями. Огромные панно ткутся по частям, а потом сшиваются вместе.

Зная о любви Людовика к садовым цветам, мануфактурщики стали выпускать гобелены, называемые «мильфлёр», что означало «тысяча цветов». На огромном зеленом или красном поле изображали множество букетиков цветов, ягод. Следом появились гобелены на библейские и амурные темы для будуаров королевских наложниц.

После смерти Людовика XIV его наследники всячески поддерживали и поощряли производство настенных ковров, которые свидетельствовали о роскошном королевском стиле жизни хозяев.

Гобелен «Императрица Екатерина Великая». Санкт-Петербург. 1833 г.

Гобелен «Императрица Екатерина Великая». Санкт-Петербург. 1833 г.

В отличие от обычного ковра гобелен представляет собой вытканный вручную безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, служащий для украшения стен. Его художественная ценность определялась сложностью рисунка, дорогими нитями, включая шелковые, золотые и серебряные. Цена на него росла всегда, так как техника производства гобеленов с эпохи Средневековья и до нашего времени практически не изменилась и требует специально обученного художника-ткача, который много времени и сил затрачивает на его создание. Он — тканевый копиист, имеет дело с нитями всевозможных расцветок, копирует на ткань рисунок с масляного живописного полотна или фрески и обязан соблюдать полное соответствие цветов. Эта профессия передавалась по наследству.

В Средние века гобелены делали, как правило, во всю стену, поэтому они служили не только украшением, но и сберегали тепло в комнате, создавали уют, защищали от сквозняков, что было особенно важно для объемных помещений.

В России первая шпалерная мануфактура появилась при Петре I в 1717 году в Петербурге. Там изготавливались настенные ковры для украшения дворцов и особняков новой столицы России

Сегодня настенный многокрасочный гобелен стал одним из редких видов декоративно-прикладного искусства.

Французский гобелен: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *