Молящийся Филипп II

Молящийся Филипп II

Молящийся Филипп II

Испанский король Филипп II (1527-1598) был глубоко верующим человеком. Всю свою внутреннюю и внешнюю политику он подчинил католической вере. Он был одержим религиозным фанатизмом, жестоко преследовал протестантов, при нем инквизиция достигла своего апогея. Он построил себе дворец- монастырь Сан Лоренцо эль Эскориал, чтобы отгородиться от мира, от людей. И превратил его в гигантский молельный дом, в пантеон усопших королей Испании.

Внешне Эскориал, который находится в 52 км от Мадрида, поражает аскетизмом форм. Он похож на казарму или тюрьму. А его внутреннее убранство свидетельствует — это дворец-надгробие. Французский поэт, писатель Теофиль Готье, посетивший Эскориал в XIX веке, писал: «В соборе чувствуешь себя таким ошеломленным, таким сокрушенным, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой волей его творца, что сама молитва кажется полностью бесполезной».

Скульптурная группа Филиппа II и его семьи

Скульптурная группа Филиппа II и его семьи

Филипп не любил людей, он предпочитал одиночество. Человек жесточайшей самодисциплины, он и близких ему людей буквально изводил мелочностью и придирками. Заключил своего старшего сына Дона Карлоса в тюрьму, где тот и скончался. Со своими подчиненными он общался посредством писем, его стол всегда завален бумагами. Но после выполнения необходимых государственных дел, которые него были на первом месте, все остальное время проводил в молитвах.  Даже не спорю, емкости для воды прекрасно зарекомендовали себя в области пищевой промышленности. Часами стоял на коленях перед распятием, перед Марией. И каялся в грехах, просил у Всевышнего прощения. И так изо дня в день, из года в год, до самой смерти…

Внутренний вид и главный алтарь собора Эскориала

Внутренний вид и главный алтарь собора Эскориала

Его молящийся коленопреклоненный образ с благочестиво сложенными руками и сегодня можно увидеть в соборе Эскориала. По обеим сторонам главного алтаря расположены ниши, в них помещены мраморные гербы городов Испании. Под ними, между дорическими колоннами, бронзовые позолоченные скульптурные группы. Слева — коленопреклоненного Карла V со сложенными перед грудью руками. Это отец Филиппа. За ним королева Изабелла Португальская, их дочь инфанта Мария и сестры короля. Справа от алтаря — сам Филипп II. Рядом его супруги Мария Португальская, Мария Тюдор, Изабелла Валуа, его сын инфант Дон Карлос. Все благочестивые, все на коленях, все молятся. С колен им уже не подняться. Никогда… Под скульптурными группами находятся двери, которые вели в спальные покои испанского монарха и членов его семьи. Здесь они могли слушать мессу, не вставая с постели.

Скульптурная группа молящихся Карла V и его семьи

Скульптурная группа молящихся Карла V и его семьи

Эти скульптурные группы в 1592 году по желанию Филиппа II начал создавать миланский мастер Помпео Леони. Сам Филипп внимательно следил за ходом работ. Фигуры отлили в Мадриде. Немалое участие в работе над скульптурными группами принял испанский чеканщик и ювелир Хуан де Арфе. Он создавал элементы одежды и украшений. Закончить всю композицию удалось уже после смерти Филиппа II в 1600 году. Тогда же их установили по обеим сторонам алтаря. По замыслу Филиппа II, портретные статуи молящихся царственных особ и их семейств должны были благотворно влиять на присутствующих в соборе при меСсах.

На изготовление двух скульптурных групп ушли сотни килограммов бронзы, золота, эмали. Это самое сложное и дорогое художественное скульптурное произведение не только в Эскориале, но и во всей Испании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *