Римский кубок из Богемии

Большой герб королевства Пруссия

Большой герб королевства Пруссия

До начала XX века, точнее до 1918 года, территория нынешней Чехии называлась Богемией. Это была часть Габсбургской империи, без Моравии. И все, что производилось на ее территории, имело клеймо «богемское». Это же относилось и к знаменитому стеклодувному производству. Богемское стекло, начиная с XVII века, ценилось наравне с венецианским. Главное его достоинство заключалось в цене — она была гораздо ниже. Богемские мастера одними из первых придали простому стеклу хрустальность и радужное свечение.

Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) - король Пруссии

Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) - король Пруссии

Этот разноцветный кубок с массивным основанием, называемый из-за своей формы римским, богемские стеклодувы сделали из простого стекла. Но получился он непростым. На нем был выгравирован большой герб королевства Пруссия с монархическими орлами — тонкий цветной рисунок с нанесением эмали и позолоты. Предназначался кубок для коронованных особ. Такую сложнейшую работу по заказу сановных лиц доверялось выполнить самым опытным резчикам, полировщикам и художникам.

В 1849 году, когда этот кубок был произведен, Пруссией управлял Фридрих Вильгельм IV. Он по непонятным причинам отказался принять императорскую корону, предложенную ему в 1849 году Франкфуртским национальным собранием.  При необходимости заказать большие свечи для интерьера, посетите сайт komupodarki.ru. Не к этому ли торжественному событию производилась дорогая стеклянная посуда? Понятно, что заказ у богемских стеклодувов делал не сам прусский король, а либо его управляющие, либо кто- то из его ближайшего окружения, возможно родственники. Готовили подарок к его коронации.

Как правило, к такому «царственному» кубку прилагался целый набор других бокалов, кубков и прочих дорогих стеклянных изделий. И на всех по стандарту должны были быть гербы Пруссии. Этого требовал этикет.

Стаканы из богемского стекла. XVIII и XIX вв.

Стаканы из богемского стекла. XVIII и XIX вв.

Но, похоже, что Фридрих Вильгельм этот подарок не получил. Дорогой кубок с гербом прусского королевства каким-то образом из Пруссии попал в Соединенные Штаты Америки, «попутешествовал» там по городам и оказался, наконец, в Музее стеклянного искусства в Нью-Йорке. В этом музее собрана ценнейшая коллекция стеклянных изделий, произведенных мастерами Богемии в XIX веке.

Датой возникновения знаменитого богемского стекла считается 1684 год. В тот год мастеру Михаилу Мюллеру удалось выплавить стекло удивительной прозрачности и чистоты. Его сравнивали с хрусталем. Постепенно слава о новом «богемском чуде» распространилась по всей Европе и добралась до Нового Света.

Римский кубок. Богемское стекло. 1849 г.

Римский кубок. Богемское стекло. 1849 г.

В середине XIX века, когда был произведен этот кубок, на территории Богемии насчитывалось свыше 70 стеклодувных производств. В общей сложности на них трудилось рекордное количество мастеров — 10 тысяч. Появились новые профессии: резчики, огранщики, шлифовщики, полировщики и художники. Все это свидетельствовало о высоком качестве производимой в Богемии продукции. Отсюда и увеличивавшийся на нее спрос, как в Европе, так и за океаном.

Производимая в Богемии в конце XIX века стеклянная посуда — сервизы, кружки, стаканы — обеспечивала потребности не только Габсбургской империи, ряда других близлежащих княжеств и курфюрств, но и Франции и Великобритании. Изделия из богемского стекла украшали столы как высокородных принцев и принцесс, так и простых людей. Особенно популярными становились — вместе со стеклянными кубками, кружками, бокалами, вазами — канделябры и люстры. Доступное по цене богемское стекло с успехом заменяло дорогой хрусталь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *